Жители Европы начали массово пить молоко около 9 тыс. лет назад

Исследователи выяснили это, проанализировав глиняные черепки, найденные на стоянках древних европейцев

Жители Европы начали массово пить молоко около 9 тыс. лет назад

© Елена Афонина/ТАССЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен...Показать скрытые ссылки

ТАСС, 27 июля. Палеохимики выяснили, что жители Европы начали массово пить молоко примерно 9 тыс. лет назад. За 3-4 тысячи лет до того, как по их популяциям распространилась мутация в гене LCT, позволяющая взрослым людям переваривать молочные продукты. Работа опубликована в журнале Nature.

Как предполагают ученые, первые домашние коровы и молочное скотоводство появились на территории Ближнего Востока и Индии около 15-10 тысяч лет назад, примерно в то же время, когда возникло земледелие и люди перешли к оседлому образу жизни. Многие генетики при этом считают, что одомашнивание коров привело к появлению мутации в гене LCT у первых фермеров Земли.

Она дала этим людям уникальную способность, которой лишены практически все остальные млекопитающие — возможность пить молоко во взрослые годы жизни и усваивать лактозу, один из сахаров, присутствующих в молоке в больших количествах. Эта мутация сегодня встречается у большинства европейцев, однако жители многих других регионов Земли не наделены подобной чертой.

Молоко и гены

Группа палеохимиков выяснила, что мутация распространилась среди древних европейцев позже, чем они начали массово пить молоко и употреблять в пищу другие молочные продукты. Это ставит под сомнение связь между появлением мутации и появлением молочного скотоводства.

Ученые изучили химический состав примерно семи тысяч глиняных черепков, найденных на 554 стоянках древних жителей Европы. Как выяснил профессор Эвершед еще в начале текущего столетия, фрагменты древней глиняной посуды часто содержат пищевые белки и жиры, по составу которых можно определить то, что в них хранилось.

Химический анализ показал, что древние европейцы начали массово пить молоко и есть молочные продукты уже 9 тыс. лет назад. В это время, как и в последующие 3-4 тысячи лет, мутация в гене LCT была крайне мало распространена среди обитателей Европы.

В дополнение к этому, палеохимики обнаружили региональные вариации, а также большие колебания в частоте употребления молочных продуктов в разные периоды неолита, которые никак не влияли на распространенность мутантной версии LCT. Это, как считают ученые, говорит о том, что распространение данной вариации гена не было связано с появлением молочного скотоводства, а произошло из-за каких-то других событий, на роль которых претендуют массовый голод и эпидемии древних болезней.

Нейроны мозга показали более качественный рост у людей, чем у неандертальцев